Главная страница

Президент Российской Федерации

Россия — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды.

К основам конституционного строя относится принцип разделения властей. В соответствии с ним власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или одного органа, а должна быть рассредоточена между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Принцип разделения властей требует строгого разграничения их компетенции, наличия системы сдержек и противовесов, с помощью которых каждая ветвь власти может ограничивать другие.

Главенствующую роль в государственной системе играет Президент. Президент Российской Федерации — высшая государственная должность Российской Федерации. Согласно действующей Конституции, глава государства, гарант Конституции России, прав и свобод человека и гражданина, Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами Российской Федерации.

Пост Президента Российской Федерации (первоначально — пост Президента Российской Советской Федеративной Социалистической Республики) был учреждён в 1991 году как пост главы одной из союзных республик СССР — РСФСР — на основе волеизъявления народа, выраженного на референдуме 17 марта 1991 года.

Правовой статус

Правовой статус Президента России определён главой четвёртой Конституции Российской Федерации. Он избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом России может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в этой стране не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента России более двух сроков подряд (после смерти Б. Н. Ельцина 23 апреля 2007 г., единственным ныне живущим таким лицом является В. В. Путин). Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

Конституционно-правовой статус главы государства предопределяет объем его полномочий по обеспечению единства и устойчивости системы государственной власти, ее эффективного функционирования в условиях разделения на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Президент должен обеспечить положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции.
Каждый из органов (институтов) государственной власти лишь частично обеспечивает действие Конституции. Только перед Президентом ставится задача охранять государственные устои в целом, суверенитет и государственную целостность. Только при этих условиях все иные органы власти и должностные лица могут осуществлять свои полномочия в нормальном конституционном режиме.

Наряду с функциями главы государства Президент Российской Федерации наделён широкими полномочиями лица, де-факто возглавляющего исполнительную власть государства, что делает его конституционно-правовой статус не вполне определённым.
Предпосылки этой конституционной ситуации связаны с особенностями формирования Правительства в России. Конституция не связывает процесс формирования Правительства с распределением мест между партиями и фракциями в парламенте. Иными словами, Правительство может быть сформировано по принципу парламентского большинства, но может быть сформировано и без учета этого принципа. Оба подхода соответствуют Конституции. Однако конкретная историческая ситуация, при которой состав Правительства не отражает парламентское большинство, может служить источником проблем в работе системы исполнительной власти, связанных с различными аспектами его деятельности, в частности законотворческой. Следствием этих проблем может стать низкая эффективность исполнительной власти, ее неспособность решать насущные задачи.

Для преодоления подобной ситуации Конституция установила ряд прерогатив Президента, пользуясь которыми он в «текущем» режиме может влиять на деятельность Правительства. Это такие прерогативы, как утверждение структуры федеральных органов исполнительной власти, назначение заместителей Председателя Правительства и министров, право председательствовать на заседаниях Правительства, контроль за законностью его актов, непосредственная подчиненность Президенту «силовых» ведомств. Президент имеет право отправить Правительство в отставку или принять отставку премьера, которая автоматически влечет за собой отставку Правительства в целом.

Таким образом, во взаимоотношениях Президента с Правительством императивность действий главы государства в проведении внутренней и внешней политики проявляется наиболее полно. Правительство и органы исполнительной власти в целом значительно более тесно, нежели другие ветви власти, «связаны» с Президентом, непосредственно подконтрольны ему.

При Президенте действуют консультативные органы: Совет Безопасности и Государственный совет. Президент председательствует в этих советах.
Президент формирует также свою Администрацию и осуществляет общее руководство ею. Администрация обеспечивает деятельность главы государства, создает условия для реализации им функций гаранта Конституции. При этом сама Администрация органом власти не является.
В структуру президентской власти включаются полномочные представители Президента в федеральных округах.

Реализуя свои конституционные полномочия, Президент через своих полномочных представителей в Государственной Думе, Совете Федерации и Конституционном Суде взаимодействует с законодательной и судебной ветвями власти. Это проявляется, например, в использовании главой государства права законодательной инициативы, подписании Президентом принятых парламентом законов, обращениях главы государства в Конституционный Суд с запросами о соответствии федеральных законов и законов субъектов федерации Конституции России.

Полномочия, связанные с его статусом как главы государства:

Полномочия, связанные с взаимодействием с органами исполнительной власти:

Полномочия, связанные с его статусом как Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации:

Полномочия в области международных отношений:

Полномочия, связанные с взаимодействием с органами законодательной власти:

Иные полномочия:

Указом Президента Российской Федерации от 24 сентября 2007 г. N 1274 определены федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, а также федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти:

 

Информация для скачивания

Развернуть
Россия
Конституция РФ
Патриотическая программа РФ
Страна Россия или Российская Федерация
Государственная власть РФ
Единая Россия партия парламентского большинства
Государственная символика
Герб РФ
Гимн РФ
Флаг РФ
Законопроект о государственной символике РФ
Лидеры государства
Медведев Д. А.
Путин В. В.
Президентские выборы в России
Портреты
Технические характеристики портретов
Заказ фотопортретов в любую точку России
Организация
Деловая информация
Открытое письмо
Благотворительная деятельность
Гарантии при исполнении заказа
География поставок